Перейти в систему

Бухгалтерия на маркетплейсах: полное руководство

Сегодня люди, желающие открыть свое дело, все чаще выбирают маркетплейс в качестве посреднической площадки. Большинство селлеров — индивидуальные предприниматели и самозанятые. По данным Forbes за декабрь 2023 года, на Вайлдберриз статус ИП имеют 82,5% продавцов, на Озоне — 75%. За 2023 год число самозанятых селлеров на Озон выросло на 22%.

Попробовать свои силы в онлайн-торговле может буквально каждый, но не всем удается получать стабильную прибыль. Чтобы зарабатывать, предпринимателям необходимо грамотно продвигать свои товары, а также правильно вести учет, заниматься документооборотом и вовремя платить налоги. В этой статье расскажем о ведении учета на маркетплейсах, погрузимся в его тонкости и узнаем, может ли предприниматель без наемного бухгалтера разобраться в этой дисциплине.

Налоговая система и касса селлера

Каждый селлер обязан платить налоги. Размер и порядок их начисления зависит от выбранной системы налогообложения. Предприниматели, работающие на маркетплейсах, могут использовать следующие налоговые режимы:

  • НПД — налог на профессиональный доход. Подходит для ИП и самозанятых, которые продают товар собственного производства, не нанимают сотрудников, получают не более 2 400 000 руб. прибыли в год. Сумма НПД составляет 4% на доходы от физических лиц и 6% — на доходы от юридических лиц. Платить НДС и страховые взносы нет необходимости, главное — в конце рабочего дня сформировать по каждой покупке чеки через приложение «Мой Налог». Селлеру не требуется отправлять чеки покупателям, эту задачу выполняет площадка. Важное уточнение: налогом облагается вся сумма, полученная продавцом от покупателя, до вычета комиссии маркетплейса.

  • УСН «Доходы» — налог составляет 6% или 8% от валового дохода без учета расходов. Данный налоговый режим выгоден, когда расходы составляют менее 60% от продажной стоимости товара. Режим подходит для продажи и перепродажи товаров с высокой маржинальностью. Есть ряд ограничений по числу наемных сотрудников и по выручке.

  • УСН «Доходы минус расходы» — ставка составляет 15% или 20% (зависит от размера налогооблагаемой базы). Ограничения по размеру дохода и числу работников те же, что у режима УСН «Доходы». Всем, кто выберет для себя в 2025 году режим УСН, придется платить НДС 5-7%. Ставка зависит от размера выручки за предыдущий год.

  • ОСНО — если предприниматель не выбрал другой вариант по собственной инициативе, ему начисляют налоги по общей системе налогообложения. ОСНО подходит селлерам, имеющим штат более 130 сотрудников, получающим доходы выше, чем верхний предел по УСН.

Одно из преимуществ интернет-платформ — минимальные стартовые вложения. Согласно требованиям закона № 54-ФЗ, для прямой продажи товаров физическим лицам предприниматель обязан иметь онлайн-кассу и эквайринг для безналичного расчета банковскими картами и системами бесконтактной оплаты. Если вы работаете только с маркетплейсом и не планируете заниматься реализацией товара каким-либо другим способом, касса не нужна. За передачу электронного чека покупателю отвечает маркетплейс.

Важное уточнение: Налоговый режим ПСН (патентная система налогообложения) нельзя применять, если вы торгуете на маркетплейсе. Когда селлер работает на патенте, оформлять доходы от продажи товаров на интернет-площадках требуется отдельно от патентной прибыли. При этом можно выбрать любой удобный вариант системы налогообложения: УСН, «Доходы» или «Доходы минус расходы».

Скриншот с сайта Вайлдберриз
Как заполнить налоговую декларацию без бухгалтера

Самозанятым продавцам на НПД нужно формировать чек на каждую покупку. В конце отчетного периода налоговая суммирует доходы по чекам и в автоматическом режиме начисляет налог (4% или 6%).

Для выгрузки отчетов по прибыли и расходам удобно использовать сервис сквозной аналитики E-commerce Tool. Чтобы получить данные за определенный период, задайте временной интервал и укажите формат вывода результатов — в единицах товара или в рублях.

 Скриншот из личного кабинета E-commerce Tool

При необходимости можно загрузить данные по прибыли отдельно. Для этого в настройках графика нажмите на «Упущенную прибыль» и «Расходы» — метрики станут перечеркнутыми.

Скриншот из личного кабинета E-commerce Tool

В общей аналитике E-commerce Tool есть подробный отчет о расходах в табличном формате. Перечень затрат включает:

  • комиссию маркетплейса;

  • расходы на логистику и хранение;

  • траты на маркетинг;

  • остальное.

Скриншот из личного кабинета E-commerce Tool
Документооборот для торговли на маркетплейсах

Для контроля продаж и взаиморасчетов с продавцами маркетплейсы используют электронный документооборот. Предприниматели получают отчетную документацию за предыдущий период в начале месяца. К сопроводительным документам относятся:

  • Отчет о реализации товара. Закрывающий документ, содержащий данные о суммах и датах продаж.

  • Накладная и счет-фактура или УПД (универсальный передаточный документ) с суммой комиссии маркетплейса. Бухгалтерский лайфхак: поскольку платформы работают по общей системе налогообложения и указывают НДС в составе комиссии, селлеры на ОСНО могут принять НДС от комиссии к вычету, сокращая затраты бизнеса.

  • Акт выполненных работ. Содержит перечень и стоимость услуг, оказанных селлеру маркетплейсом.

  • Транспортная накладная. Данный документ составляет селлер в момент отправки товара.

  • Накладная и счет-фактура (УПД), подтверждающие факт передачи товара на склад площадки.

  • Акт приемки. Документ подтверждает, что товар, в определенном количестве был принят на складе.

Передача файлов осуществляется через системы электронного документооборота или через портал платформы. С целью аналитики и при наличии разногласий между селлером и площадкой маркетплейс может присылать и другие документы помимо перечисленных.

Изучить документы от маркетплейса Озон можно в личном кабинете продавца. Для этого нужно перейти в раздел «Финансы» — «Документы».

Скриншот из личного кабинета продавца Озон
Агентский договор с маркетплейсом

Маркетплейс — это гигантская витрина, где представлены товары разных селлеров. Чтобы продавать на маркетплейсе, предприниматель должен заключить с ним агентский договор. Обычно селлер подтверждает согласие с договором-офертой при регистрации в личном кабинете площадки. С этого момента агентский договор считают заключенным. Маркетплейс становится агентом, а продавец — принципалом, или поставщиком товара. За продажу товаров принципала площадка получает вознаграждение — комиссию. Некоторые маркетплейсы предлагают снижение комиссии в обмен на участие в акциях и другие целевые действия.

Важные особенности бухгалтерского учета для продавцов на маркетплейсах:

  • Проводки бухгалтерского учета и оплаты в налоговой ведутся в стандартном режиме. Платформа играет роль посредника между покупателем и продавцом.

  • Прежде чем попасть к покупателю, товар некоторое время хранится на складе площадки. В период, когда продукция уже отгружена селлером на склад маркетплейса, но еще не заказана покупателем, себестоимость товара должна быть зафиксирована на счете 45.

  • Для бухгалтерского счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» необходимо завести два субсчета: 76-т для товарных операций и 76-к для оплаты комиссии площадке.

Скриншот с сайта Вайлдберриз
Аналитика Ectool для удобного и эффективного учета

Система учета для предпринимателей, продающих различную продукцию с помощью принципалов, состоит из следующих разделов:

  • Обработка заказов, контроль возвращенного товара, учет комиссии посредника и прочих расходов.

  • Товарный учет. Контроль складских остатков, планирование поставок, учет продаж с использованием стандартных бухгалтерских проводок.

  • Составление налоговой отчетности согласно стандартам выбранного налогового режима. На НПД и УСН с небольшой выручкой селлер может справиться с оформлением документов для налоговой самостоятельно. На ОСНО, а также при больших выручках на УСН стоит нанять бухгалтера или воспользоваться аутсорсингом бухгалтерских услуг.

Основа успешного ведения бухгалтерии для селлера — доступ к актуальным метрикам бизнеса. Чтобы все необходимые цифры были под рукой в нужный момент, воспользуйтесь E-commerce Tool. Какие возможности есть в сервисе сквозной аналитики:

  • Отчеты о продажах за любой период по всем каналам сбыта, а также по каждому маркетплейсу и магазину в отдельности.

  • Сравнение продаж, расходов и других метрик за разные периоды по отдельным товарам и по группам товаров.

  • Углубленная аналитика продаж с помощью ABC-анализа и оценки продаж по регионам (инструмент «География»).

  • Мониторинг активностей: отслеживание результатов рекламных кампаний, нацеленных на повышение продаж.

  • Контроль позиции товара среди конкурентов.

Скриншот из кабинета E-commerce Tool

Начните работать в сервисе E-commerce Tool за несколько шагов:

  • выберите подходящий тариф;

  • подключите магазины;

  • выберите удобные настройки в фильтрах;

  • приступайте.

Все отчеты можно скачать в формате XLS и использовать для составления учетной документации. В сервисе есть руководство пользователя с подробным описанием возможностей Ectool, а также доступны обратная связь в мессенджере и техподдержка. Сквозная аналитика E-commerce Tool — основа для развития и роста вашего бизнеса на маркетплейсах.